Статьи

Методика совершенствования технического мастерства спортсменов:
1. Оценка уровня двигательного фона спортсмена. Под двигательным фоном понимается объём моторной памяти, многообразие и взаимосвязь двигательных действий, как непосредственно, так и косвенно, связанных с соревновательным двигательным действием.
2. Повышение нервно-мышечной передачи, формирование новых нервно-мышечных взаимодействий, которые позволят увеличить двигательный фон до необходимого, для дальнейшей работы,  уровня. В качестве средств в данном случае используются простые двигательные действия из других видов спорта, элементарные действия на лыжах и на вспомогательных снарядах (ролики, лыжероллеры). Методическое требование к применяемым средствам – простота выполнения, отсутствие сложнокоординационных связей.
3. Тренировка функции анализаторов – повышение проприорецептивной чувствительности суставов, формирование углов в которых имеет особое значение в формировании  общей схемы технических элементов. Для лыжных гонок такими суставами являются голеностопные, тазобедренные, плечевые и локтевые суставы.  Особо стоит отметить развитие способности спортсмена тонко дифференцировать отклонение центра масс от динамической опоры, т.к. именно эта способность отвечает за качество выполнения ведущего элемента  – бокового смещения. Обращаем внимание на то, что от способности управлять смещением, находясь в скользящем упоре, в конечном счете, во многом зависит длина фазы скольжения на лыже. Средствами тренировки в данном случае выступают, в основном, упражнения, с изменениями углов в суставах, на балансировочных подушках, платформах, с резиновыми амортизаторами. Методическое требование – эффективность выполнения упражнения должна быть связана с варьированием углов в указанных суставах.
4. Тренировка способности сохранять устойчивость на динамической опоре. В формировании динамического равновесия на лыже принимают участие два компонента – формирование правильной позы, до прихода на опору, и коррекция положения, стоя на динамической опоре. Необходимо акцентировать внимание на первый компонент, так как он имеет первоочередное значение в сохранении устойчивости, коррекция же положения (уже в процессе скольжения) имеет вторичное значение. На практике же, при излишней требовательности к длительному удержанию равновесия, у спортсмена происходит подмена приоритетов. В методическом плане стоит отметить следующие моменты: звенья тела должны быть приведены в верное положение за мгновение до касания лыжей опоры;  динамическое равновесие мало коррелирует со статическим, следовательно, развитие динамического равновесия может осуществляться только на подвижной опоре.  Средства для развития способности сохранять устойчивость на динамической опоре – упражнения на балансировочных подушках, платформах, слэк-лайне, также специальные упражнения на лыжах, лыжероллерах, роликовых коньках.    
5. Формирование новых двигательных навыков в методической последовательности: общая схема движений, элементы движений, соотношение элементов движений. Данный аспект получил достаточное освещение в методической литературе.
6.  Развитие двигательных реакций и пространственно-временных антиципаций. В данном блоке следует отметить оценку спортсменом изменений рельефа и состояния снежного покрова и своевременную адаптацию, в соответствии с этими условиями,  углов сгибания ведущих суставов. Тренировочным средством, в данном случае, выступает передвижение в меняющихся условиях (вне трассы, с выходом на трассу, с изменением траектории движения, по сигналу и т.д.), а также моделирование рельефа местности на стандартном участке путём изменения улов сгибания суставов.   Также здесь формируется вариативность ритмо-темповых характеристик движения, посредством моделирования темпа и ритма с помощью звуковых сигналов и музыки.
7.  Координация элементов. На данном этапе рассматривается способность спортсмена вовремя начинать выполнение каждого элемента, а также управлять темпом каждого движения таким образом, чтобы комплекс двигательных действий сходился в необходимой  для решения двигательной задачи  временной и пространственной точке. Средства – комплексное выполнение соревновательных действий. С точки зрения методических рекомендаций можно выделить: точную постановку двигательной задачи; создание конкретных образов и ориентиров в пространстве и времени; также следует отметить тот момент, что в современной технике передвижения на лыжах (за исключением стоек спуска) , нет статических моментов – каждое мгновение происходит пространственное изменение звеньев тела, поэтому на первый план выходит своевременное начало каждого отдельного двигательного действия. 
8. Произвольное расслабление и напряжение мышц. Данный компонент может быть разработан с помощью акцентирования на указанной задаче, а также с помощью методических приемов, вызывающих полное расслабление отдельных звеньев тела, но в целом он зависит от уровня развития вышеперечисленных координационных качеств.
В заключение следует отметить, что на всех этапах предложенного алгоритма спортсмены используют передвижение на лыжах, но речь идёт о доминирующем направлении на каждом этапе развития. Данная методика может быть применена к спортсменам различной квалификации, но уровень сложности применяемых упражнений, а также требования к их выполнению и условия,  будут отличаться, в зависимости от уровня квалификации. Тем самым будет соблюден принцип «развивающего воздействия», который говорит о том, что с одной стороны, нагрузка должна быть выше «зоны комфорта», чтобы оказывать развивающее воздействие, с другой стороны – не должна превышать уровень развития физиологических систем спортсмена, чтобы организм был в состоянии справиться с поставленной двигательной задачей.

 

Если возникли вопросы, напишите нам